Быть мамой рассерженного беларуса

Саша Романова
Завтра 15 Марта – день, когда « нетунеядцы» Минска соберутся на марш у Академии Наук. Так не хочется быть сайтом, заблокированным за подстрекательство к митингу, и вместе с тем молчать тоже невозможно. На правах главреда сведу основные мысли о происходящем в одну коротенькую колонку.

Мое утро сегодня началось сначала с чтения вот этой статьи. Всё никак не доделаю интервью с создателем сайта «Имена» Екатериной Синюк, где она как раз и рассказывала про 75-летнюю женщину Любовь Даниловну, оставленную совсем одну у постели дочери на пять лет. И что на беларуском телевидении были сюжеты про их беду, и чиновники обещали, что помогут. А теперь – вот так все выглядит, пролежни, спина, скрюченные пальцы. Никто не виноват, центра комы в Беларуси нет. Бывает.

Из материала «Пять лет в заточении. Как белорусская пенсионерка в одиночку вытягивает дочку из комы». Фото: Аркадий Соболев, журнал «Имена»

Мама Оли благодарит в статье патронажную сестру, которая дважды в неделю моет ее дочь и помогает бороться с пролежнями. Деньги на оплату работы няни собрали через проект «Имена». Я читаю об этом и думаю: вот любопытно, помогли ли хоть одному человеку чиновники? Кто-нибудь благодарит инициатора Декрета №3 Марианну Щеткину за то, что она ему жизнь спасла (или облегчила), найдя патронажную сестру? Вопрос всего в одной маленькой жизни, где – целая вселенная борьбы за себя и своих детей. Может, и есть такие истории, да мы их не знаем? Потому что Белтелерадиокомпания снимает ересь вроде «Звонок другу», а не материалы про Любовь Даниловну, у которой в жизни случилась беда.

Завтра – марш «нетунеядцев», на котором, вполне вероятно, народ с улицы будут «винтить». Чтобы понимать, как это происходит, достаточно посмотреть вот это видео. Блогеру Максиму Филипповичу дали заочно 13 суток за то, что он снимал акцию протеста 11 марта в Пинске. На стриме в самом финале видео плачет мама Максима, которого уже увели из квартиры, называет «беспородными суками» милиционеров. Сопоставляю в голове две этих вещи – 75-летнюю маму, которая не даёт умереть своей дочери Оле, и маму, которая заканчивает стрим в Facebook за ребёнка, которого ведут в милицейский воронок.

Блогер Эдуард Пальчис говорит, мы, либеральные медиа, все время писали статьи про бары на улице Зыбицкая в Минске, а теперь пребываем в шоке от того, что, оказывается, простой народ плачет горькими слезами, зарабатывает в регионах гроши и «покупает на базаре кости в суп для себя, а кусочек мяса – детям». А мы, бесчувственные хипстеры, раньше этого не замечали.


В понедельник мы в редакции все утро обсуждали этот его обвинительный пост. Пришли к мнению – да всё мы прекрасно знали и понимали про беларусов из регионов. Скорее, удивлял тот факт, что можно бояться потерять работу, получая по 200 рублей в месяц. Что можно работать учителем за мизерную зарплату и сидеть в комиссии на выборах, считать голоса. Что можно доктором в поликлинике цепляться за место и вот такую вот жизнь в течение 20 с лишним лет (хотя многие на частном рынке няню хорошую найти не могут). А сейчас коммуналка выросла, количество рабочих мест сокращается, и нужно платить налог на безработицу – люди наконец поняли, что их обманули.

Большинству из тех, кто ходит в бары на улице Зыбицкая, это давно понятно. И слава богу, что мы живем не в Латинской Америке, где средний класс отгораживается от простого народа высоким забором. Если ты видишь успешных людей каждый день, у тебя растет планка, появляется стимул усердно работать. Не ненавидеть «богатых», а брать с них пример, чтобы жить по-другому.

Поэтому то, что происходит, не шокирует и не удивляет. Да, немного смешно в свете происходящего видеть посты айтишников, мол, какое право мы, хипстеры, имеем идти слушать итальянский джаз, когда в стране бунты? Ну, раз вы в Израиль поехали отдыхать, то наверное и нам можно на джаз сходить в преддверии протеста? Некоторые еще сексом занимаются – что не отменяет трезвого взгляда на мир, желания жить и работать.

В остальном же в Беларуси происходит то, что предсказывали много лет. Почему только сейчас пришло время? Я объясню. Вот Змитер Дашкевич в прямом эфире рассказывает людям про изолятор временного содержания на Окрестина. Видео смотрит восемь тысяч человек.


Блогеры стримят в Facebook свои задержания онлайн. Айтишники переводят через систему ЕРИП деньги маме Оли, которая лежит в коме пять лет. Ещё 20 лет назад они бы не узнали о ней, потому что такие сюжеты – не для Белтелерадиокомпании. Если в этой стране что-то изменится, то во многом благодаря соцсетям. Боже храни Facebook. И берегите себя, дорогие.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter