Страсти по «Маёй Малiтве». Рецензия на новый альбом группы NAKA

Культ • Конрад Ерофеев
Белорусы наверняка помнят судебное дело: композитор Олег Молчан требовал у группы NAKA 18 миллионов за несанкционированное исполнение в клубе Re:Public мулявинской «Молитвы». Скандал утих. Говорят, бывший Песняр на нем даже пропиарился (в следующем месяце у Молчана концерт-бенефис, неожиданно называется «Молитва»). Музыкальный критик Конрад Ерофеев послушал новый альбом пострадавшей стороны.

Бывает, что про запись трудно писать. Например, потому что она так сложна и многогранна, что чувствуешь себя недостаточно подкованным, чтобы ее разбирать. Бывает, что понимаешь: работа качественная, но тебе не по душе – и непонятно, как к ней подойти. Все это хорошие, достойные причины, и говорят, безусловно, в пользу музыкантов.


Про новый альбом группы NAKA тоже писать сложно, однако по совершенно другой причине. Музыка в данном случае никаких сложностей не вызывает – и мы чуть позже поговорим о ней. Однако, подступаясь к новой пластинке, невозможно не держать в голове особую ранимость и чувствительность к критике этого коллектива, а также их непреклонность в отстаивании своей позиции любыми возможными средствами. Подробней и детальней об этом можно почитать вот в этом материале.

Обидеть музыканта может каждый

Критики – не звери, и ничто человеческое нам, конечно, не чуждо. Музыканты – люди тонкой душевной организации, обижать их почем зря – занятие жестокое и бессмысленное. Видимо, именно из-за особой предупредительности и нежелания ненароком задеть, о новом альбоме коллектива, кажется, никто толком не написал – во всяком случае, мне не удалось обнаружить рецензий, лишь пресс-релизы. Признаться, и я долго думал, стоит ли писать, но в конце решил, что как бы ни были обидны те или иные слова, полное молчание – куда обиднее.

Анастасия Шпаковская, фото: Иван Бессер

NAKA – крайне социально заряженный коллектив. Кто-то использовал бы словечко «конъюнктурный», но я не стал бы обвинять музыкантов в неискренности. Активная жизненая позиция – не только не позор, но напротив – скорее достоинство. Из двенадцати треков альбома как минимум три напрямую адресуют реальные и конкретные проблемы и даже написаны специально в честь них: «Про Любовь» – на события в Украине, «Памылка» – в знак протеста против смертной казни в Беларуси, ну и конечно «Малiтва» – в ответ на черствость и жадность отдельных участников некоторых музыкальных коллективов, известных далеко за пределами республики.

Чем хороши политически заряженные песни

Этот подход для рок-музыки вполне традиционен – из зарубежных активистов мы моментально вспомним Боно с хитом про Sunday Bloody Sunday, а из пост-советских – не только Шевчука, но и, например, Борзыкина, не говоря уж о родном Вольском. В конце концов, рок-музыка всегда была остросоциальной и отвечала на вызовы жизни громким голосом улиц. Конечно, отдельные нечистоплотные музыканты использовали острые темы для самопиара и злоупотребляли ими, но, в конце концов, в каждом стаде – не без черной овцы. У многих, в конце концов, по-честному болит душа. И главное все-таки не тематика, а музыка. Тот же Sunday Bloody Sunday – просто отличная песня, и это первично, а то, что она политически заряжена даже не все знают.


И в этом смысле, как мне кажется, «Наке» есть над чем работать. Немного робея и надеясь никого не обидеть, почти наверняка расписываясь в собственной некомпетенции, все-таки скажу: на мой взгляд, в музыкальном плане этот альбом в основном состоит, увы, из не слишком свежих штампов.

А теперь, как и было обещано – о музыке

Кажется, песни альбома немного застряли в пространстве между первой и пятой ступенями. Мелодий не то чтобы нет, но они как бы синтезируют в себе весь рок 80х–90х и напоминают его весь сразу – вроде проекта «лицо среднего человека». Тем же удивительным свойством обладают и аранжировки – невозможно сказать, то ли ты уже слышал эти рифы раз десять, то ли просто разбивает дежавю.

Вокал тоже не помогает – невозможно оспаривать наличие сильного голоса у Насты Шпакоўскай, но вот над выразительностью, кажется, можно было бы и поработать – даже, возможно, с педагогом. Пока в основном наличествует три вокальных приема: форсирование (чаще всего и для всего), подвывание (для драматизма), и прерывистый шепот (для надрыва). Упрощая, конечно. Кажется, порой этого не хватает, чтобы передать всю богатую палитру человеческих эмоций. Хотя нет худа без добра – с таким голосом на редкость гармонично звучит записанная здесь гитара, поскольку играет в похожем немного плоском ключе.

Группа Naka

В итоге прослушивание альбома вызывает у меня тревожные чувства. Мне кажется, что на меня все время довольно немелодично орут и куда-то призывают. Но я, во-первых, в силу слишком высокого давления со стороны призывающего, никак не пойму, куда и зачем.

А во-вторых, никак не могу сообразить – я в кресле в наушниках или уже на митинге.

Редкий случай, когда принять решение, понравится ли вам этот альбом, крайне просто – это зависит не столько от вашего музыкального вкуса, сколько от вашей гражданской позиции.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Журналисты против педофилов в церкви. Кинорецензия на «Spotlight»

Культ • Макс Старцев

«Дэдпул» затмил для минского зрителя остальные премьеры 11 февраля. Это не совсем справедливо как минимум для картины «В центре внимания» (Spotlight) – фильма, который отнимет у вас желание шутить и веселиться до конца дня». Макс Старцев подробнее о лучшей картине про журналистов со времен «Свой человек» с Аль Пачино.