«Двое детей родились на свет, пока их отцы в неволе». Как Саша Василевич и другие политзаключенные сидят, пока у СК нет на них времени

Герои • редакция KYKY

Наш соучредитель, владелец агентства Vondel/Hepta Саша Василевич находится в тюрьме уже четыре месяца. О его абсурдном задержании и содержании в неволе пишет и беларуская, и мировая пресса, но следователей, видимо, это не особо волнует. Сегодня стало известно, что Саша проведет за решеткой еще как минимум два месяца – Сашина жена, руководитель агентства Red Graphic Надя Зеленкова, записала видео, где рассказала всё, что думает о происходящем в стране. 

«Страна заходит в тупик, в котором в камерах зажаты тысячи жизней». Монолог Нади Зеленковой

«Сегодня с утра следователь принес Саше подарок – продление срока его пребывания в Пищаловском замке, он же СИЗО№1, он же просто тюрьма еще на два месяца. То есть за те четыре месяца, которые Саша находится в неволе, у следствия не хватило времени на то, чтобы разобрать документы всех его предприятий, моего digital агентства. Забловкированных мининформом медиа KYKY и The village. Галереи современного искусства, которая уже прекратила свое существование, и нашего уже тоже закрытого винного бара.

Все очень неторопливо – людей же не хватает. Мы же с вами читаем каждый день новости, в которых фигурируют ДФР, СК, которые открывают все новые уголовные дела. Им то надо заняться «Пресс-клубом», то экстремистами-музыкантами, айтишниками, экономистами, которые входят в состав КС. Конечно же, у них очень много работы.

Я немного сопереживаю этим следователям-дознавателям и их профессиональной деградации. Они вынуждены по первой команде «фас» бросаться и придумывать псевдодоказательства своим достаточно нелепым уголовным обвинениям.

Еще работы им подкидывают все те, кто с 9 августа участвуют в массовых несанкционированных мероприятиях, наносят урон городу или оказывают сопротивление милиции. Этих людей очень много. У Саши полная камера таких – в СИЗО №1, как я понимаю, каждый день увеличивается количество ребят, которые проходят по подобным уголовным делам. У них очень хреновые перспективы – все получают быстрые суды и большие сроки. Все, чем они сейчас занимаются в камерах, – уточняют, в каких колониях какие условия. Чтобы, если вдруг можно будет потом выбирать, оказаться в колонии, куда родственникам, например, будет удобно доезжать.

Что мне кажется позитивным знаком, в последнее время никто больше не задается вопросами, за что сидят эти ребята. «Власть» больше не делает вид, что право работает – мы все не делаем вид, что право в этой стране работает.

Уже больше 30 000 людей стали заложниками этого трэша. Количество политических заключенных, которых на сегодня в Беларуси насчитывается 160, – только вершина айсберга. Потому что часто родственники боятся обращаться в правозащитные органы, организации, чтобы не навредить своему мужу/сыну/дочери.

Чуть-чуть о детях. Уже как минимум двое детей родились на свет, пока их отцы в неволе. У Эдуарда Пальчиса на прошлой неделе появилась дочь, я родила Уршулю, дочь Саши Василевича, 2 декабря.

Я точно не хочу рассказывать про то, что чувствует сильный мужчина, который не может обнять новорожденного ребенка, помочь в самых простых бытовых вопросах своей маме. Вы можете представить сами.

Но нам никто не давал выбора – точнее, свой выбор мы сделали, но «власти» его игнорируют. Страна заходит в тупик, в котором зажаты в камерах сотни, тысячи жизней. У тех, кто не свободе, не остается другого выбора, кроме как повторять мантру Маши Колесниковой и долбить эту «власть» всеми законными способами.

Еще я хочу сказать большое спасибо всем вам, и тому огромному количеству незнакомых людей, которые поддерживают Сашу. И не только его, но и других политзаключенных, их семьи. И тех невероятных журналистов, которые сталкиваются с беспрецедентным прессингом и такими же безумными уголовными делами. Но продолжают делиться историями о Саше, историями о нас, историями о Беларуси».

Что случилось с Сашей Василевичем. Цепочка событий

• 27 августа в офис Vondel/Hepta пришли из ДФР. В тот же день сотрудники этого ведомства устроили обыски в доме самого Василевича, в доме директора KYKY Саши Романовой, в галерее «Ў» и домах галеристов, в офисе агентства Red Graphic, которым руководит жена Саши Надя Зеленкова. Саша, Надя, руководители Vondel/Hepta и галеристы побывали на допросе. В итоге с допросов в ДФР вышли все, кроме Василевича.

• 28 августа стало известно, что для Саши избрали меру пресечения – заключение под стражу. Спустя еще несколько дней счет компании «Минт-Медиа», которая издает KYKY и The Village Беларусь, был арестован по решению ДФР.

• 4 сентября Василевичу предъявили обвинение. Мера пресечения осталась та же – его оставили в СИЗО на Володарского. Тогда же, 4 сентября, стало известно, что уголовное дело возбудили и против Нади – на сегодняшний день она остается фигурантом этого дела, с нее не сняли обвинения.

• 9 сентября правозащитники признали Сашу политическим заключенным.

• 27 сентября суд продлил заключение под стражей для Саши еще на месяц.

• 10 октября Лукашенко приехал на «встречу» с политическими заключенными в СИЗО КГБ. Вместе с Виктором Бабарико, Сергеем Тихановским и другими там же присутствовал и Василевич.

• 29 октября стало известно, что один из культурных проектов Саши закрывается. Речь про галерею современного искусства «Ў» и «Ў-бар».

• 25 ноября Саше продлили заключение под стражей еще на месяц. Тогда Надя написала: «Я верю, что ему хватит сил пережить заключение».

• 2 декабря у Саши родилась дочь Уршуля.

• 9 декабря по решению Мининформа на территории Беларуси заблокировали KYKY – учредителем которого является Василевич.

• Редакция знает, что Саша много читает и много отжимается (по крайней мере, он так пишет). Иногда он устраивает сокамерникам лекции о том, как в новой Беларуси нужно развивать сельское хозяйство или креативную экономику. Беспокоится за судьбу протеста, своих коллег и близких. Передает привет всем и радуется письмам и открыткам.

Написать Саше можно по адресу:

  • Василевичу Александру Анатольевичу
  • Следственный изолятор #1
  • Володарского, 2
  • 220030, Минск.
Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Не геройствовать, а выжить». Аракелян — честно о том, как нам всем спасти себя: в тюрьме или «на свободе»

Герои • Ирина Михно

Павел Аракелян – музыкант группы «Крамбамбуля» и саксофонист, услышав которого однажды, вы навсегда полюбите джаз. Чтобы поддержать беларусов, этой осенью он давал концерты во дворах Минска. После одного из дворовых «аншлагов» его забрали в ИВС на 15 суток. KYKY поговорил с Павлом – но не о том, как его задерживали и на какие митинги он ходил, а о том, как сохранить психологическое равновесие, если ты уже оказался за решеткой. Мы знаем, что единого рецепта сохранения спокойствия в бесчеловечных условиях нет, но верим, что доброе слово поддержки сейчас важно для всех.