Александр Солодуха: «Была мысль, что меня разыгрывают: реакция молодежи такая же, как в пик популярности Beatles и Rolling Stones»

Герои • Саша Романова
Белорусский шоу-бизнес делится на две части: одних звезд показывают по телевизору, про других знают лишь в интернет-тусовке – два мира не пересекаются. Исключение: эстрадный певец и телеидол Александр Солодуха, который сегодня собирает молодежь в андеграундных рок-клубах. В преддверии концерта 7 мая Александр рассказал, что думает о своей бешеной популярности у минских хипстеров.

KYKY: Александр, вы стали кумиром молодежи, буквально недавно…

Александр Солодуха: Вы знаете, мне это приятно и радостно. Прямо какой-то залп.

KYKY: Насколько я понимаю, раньше в залах на ваших концертах люди спокойно сидели в креслах и слушали песни…

А. С.: Какое же спокойно, вы что?

KYKY: Но толпа в клубе «Графити», совершенно обезумевшая, на совместном выступлении с панк-группой «Разбiтае Сэрца Пацана» – это же совсем другая публика? Что вы почувствовали, когда увидели этих людей?

А. С.: Я тогда по плану должен был петь три песни, но спел пять на бис. Была первая мысль, что меня разыгрывают: как будто кто-то снимает на камеру со стороны, потому что реакция молодежи была такая же, как в пик популярности Beatles и Rolling Stones, понимаете? Когда я понял, что это никакой не розыгрыш, и что они хором поют «Здравствуй, чужая милая», конечно, я завелся и вошел в раж. А в публике девушку на руках носили по залу – просто сумасшествие, бешенство такое. Я после этого давал интервью в гримерке, где был один из каналов, «Наша Нива» и еще кто-то. Конечно, у меня были сильнейшие эмоции. Я понимал, что просто так подобной реакции не может быть, что-то происходит с молодыми людьми.

KYKY: А у вас есть теория, почему вместо рок-музыки они поют эстрадные песни? Такая реакция публики действительно классическая для рок-музыканта, но не для поп-музыки…

А. С.: А, я не задумывался. Думал, почему именно молодежь так реагирует, и, по моему рассуждению, точкой отсчета стало видео 2014 года с крыльями бабочки – тогда весь интернет в стране просто взорвался. Крылья бабочки снимал Первый канал, потом жару добавила пародия на песню «Виноград», которую снимал канал ОНТ, это происходило весной еще до моего сольника в Минск-Арене, и пародию показали 1 марта за неделю до концерта. А к Новому году появилась рок-версия на «Чужую милую».

Я так понимаю, что вот эти три истории: крылья бабочки, пародия на «Виноград» и рок-версия «Чужой милой» вызвали такой эффект.

Ну и параллельно, как всегда говорит мой близкий друг, белорусский композитор Олег Елисеенков, с которым мы уже 28 лет работаем вместе: «Скажи, Саша, а было бы это, если бы ты не пахал?» Когда я ему рассказываю о чем-то необычном, мол, ты представляешь, Олег, – он мне всегда этот встречный вопрос задает. А я повторяю это и сыновьям, и команде, когда мы, например, сидим в гостинице после концерта и ужинаем, или едем в гастрольный тур – сам себя мотивирую словами Олега: а звал ли бы меня Первый канал и ОНТ, – а потом, помните, агентство Allstars с промо концерта Робби Уильямса – если бы не было этой пахоты длинной в 28 лет? Когда ты пашешь и веришь на 100% в свое дело и свой успех, рано или поздно всё приходит. Еще мне отрадно, что я не прошусь – сами зовут. Вот это самое важное. Как сказал наш белорусский деятель Володя Богдан, который много лет озвучивает ролики (у него бесподобный голос): «В тусовке ходит мнение, что Солодуха нанял самых лучших пиар-менеджеров страны, и они на него работают».

KYKY: Я тоже хотела спросить про пиарщиков Солодухи. Нет?

А. С.: Да нет, я один, всё сам! С Первого канала мне позвонили еще в 2013 году осенью, сказали: «Здравствуйте, Александр. Мы планируем снимать рекламные ролики для «Евровидения», – и дальше прямо такая фраза была, – Поскольку вас знает вся страна, руководство канала единогласно приняло решение снять вас в главной роли. Что вы на это скажете?» Ну что что я мог сказать? Только да. Точно так же потом ОНТ пригласило на пародию. Сказали: «Киркоров своей пародией взорвал Москву, и это не дает нам покоя, потому мы решили начать с вас». Получается, все каналы, и «Комсомолка» с «Антенной», и TUT.by соревнуются, кто сильнее осветит – все СМИ страны…

KYKY: А кто придумал эту бабочку?

А. С.: Я забыл фамилию режиссера, помню, что парня зовут Евгений. Но там была целая творческая команда, которые придумывали эти фишки – я интриговал всю страну, что буду участником «Евровидения». Первый показ шел еще до января во время отбора. И я помню это сумасшествие в глазах у девочки, которая на это «Евровидение» полетела: актриса и певица, про маму поет – короче, я этих молодых девчонок удивил, и они выдали такой фонтан эмоций, когда мы снимали этот ролик вечером на Макаенка, 9. И конечно, видео взорвало молодежь – там было больше 100 тысяч просмотров. А видели обложку журнала «Большой»? На мой взгляд, можно строить по порядку: «крылья бабочки», «Виноград», потом журнал «Большой», и сейчас недавно вот этот Робби Уильямс.

KYKY: Вы помните девушку в Минск-Арене в майке с вашим лицом?

Фото: Onliner.by

А. С.: Там много было ребят в майках с моим портретом, конечно, помню. Клянусь, это просто сумасшествие. На той неделе я выступал в «Мулен Руж», где было три выхода: в понедельник, вторник и четверг. Я даже не знал, что есть такая игра «Мозгобойня». Меня пригласили, заплатили деньги, и я каждый раз пел две песни на полный зал в триста человек, которые играли в интеллектуальную игру. У них был музыкальный конкурс с мировыми хитами и классикой, а седьмым номером должен был выходить я. И вот я за кулисами стою, начинаю петь первую фразу – зал взрывается, кулиса открывается, я выхожу – таким сюрпризом. Вот это шоковое состояние молодежи сейчас везде. У меня берут автографы, фотографируются. Большинство – нормальные порядочные люди, красивые и уравновешенные. Понятно, в них есть задоринка и сумасшедшинка, но я не приемлю только хамства, а все остальное – как и должно быть. Да и мало того, что это все реклама и пиар для меня, так мне еще и деньги платят. Один из вузов нашей страны проводит вечеринку, для которой сняли со мной ролик. Говорят, перекроет весь трафик – короли со мной фотографировались. Если вы не видели последний проект, то посмотрите у меня на фейсбуке, да и во Вконтакте я сейчас сеть.

KYKY: А вы сами ведете страницы? Я слышала, ваш сын вам помогает с соцсетками?

А. С.: Конечно, сам: и там, и там. Мне самому не верится – через два года будет тридцать лет на сцене, а я до сих пор говорю: «Все только начинается, это была разминка». Когда команда ОНТ в декабре месяце организовывала концерт в «Олимпийском» в Москве, со сцены звучали слова о том, что в каждой стране есть свой король эстрады. В Америке это был Майкл Джексон, в России, понятно, Филипп Киркоров, но и белорусам тоже есть, чем ответить.

Понимаете, я же со школьной скамьи мечтал стать артистом. Я хотел этого и верил, несмотря на то, что посвятил 11 лет медицине: шесть лет учебы в мединституте и пять лет работы после него. Я пришел на профессиональную сцену 1 марта 1987 года. Никогда не скрывал и не скрываю, что очень хотел стать известным и популярным. Всегда стремился к цифре номер один – чтобы произошло то, что случилось 8 марта 2014 года на сцене Минск-Арены, когда Денис Курьян и Марина Грицук, ведущие телеканала ОНТ перед 15-тысячной аудиторией, а потом, естественно, перед многомиллионной телеаудиторией сказали: «Концерт первого номера белорусской эстрады». Понимаете, это нормальное явление.

Каждый должен этого хотеть, как в спорте. Ты постоянно должен верить в золотую олимпийскую медаль и идти к ней. Ну так или нет?

KYKY: Так. У вас получилось, а у кучи людей не получается. Чего им не хватает?

А. С.: У меня есть друг бизнесмен Сережа Прокопович, который дает комментарий в фильме «Дочке моей глаза». Вот он сказал однажды: «Не смогли – не захотели». Я же в Москву пробивался – не получилось. Пытался уехать в Украину, а судьба постоянно по голове била и возвращала назад, приходилось все начинать с нуля. Так вот Сережа четко мне сказал: «Не бывает нерешенных вопросов, бывает нежелание их решать. Не смог – значит, не захотел». Человек может всё, что он захочет, но только тогда, когда он верит в это на 100%. У него будет все, о чем он мечтает, если он пашет с утра до ночи. И я в масштабах своей страны, родины, где родились мои родители и мои дети, Сашка, Антошка и Варварушка, решил доказать прежде всего самому себе, а потом, естественно, всему народу: артист может состояться здесь, никуда не уезжая. Конечно, огромнейшая заслуга Наташи, моей нынешней третьей официальной жены, с которой мы построили дом и родили Варечку (Наталья Курбыко, супруга Александра Солодухи, – прим.ред.). Так вот, я повторяю, человек может все. И когда вы говорите про других, что они не смогли – значит, не желают. Понимаете?

KYKY: У вас до 2003 года был образ – бандана и щетина. С учетом нового витка популярности у молодежи не хотите вернуть какие-то имиджевые моменты? Скажем, бороду отрастить, потому что вас хипстеры любят?

А. С.: Ну, борода у меня постоянно, потому что я бреюсь раз в неделю: лицо и голова. Больше времени на это нет, мне просто некогда. Борода получается с нулевки (я вчера как раз побрился) и до семи дней. У меня стадии: и выбритый, и трехдневка, и пять дней – смотрится нормально. А вот восемь дней – многовато. Большую бороду растить не хочу. Ну, она же седая. До семи дней шикарно и здорово, а потом уже немножко как старик, понимаете? Смотрю в зеркало и убираю все. Бандану и рокерский костюм, опять же, предложили надеть для рок-версии, которую показал ОНТ – хорошо получилось.

KYKY: Вы человек очень улыбчивый. Можно сказать, это ваш фирменный стиль, а ведь нация наша достаточно грустная. У вас есть рецепт, как заставить людей улыбаться?

А. С.: Во-первых, заставлять никого не надо. Человек должен сам это почувствовать. Почему я улыбаюсь 24 часа в сутки? Потому что так легче жить и двигаться. Человек должен позитивно мыслить, говорить и думать – это все записано в моей настольной книге, которая у меня уже 15 лет. Прямо сейчас читал ее, пока ждал вашего звонка: маленькая такая брошюрочка: «Фен-шуй. Внутреннее самосовершенствование», автор – китаянка по имени Лилиан Ту. В этой книге черным по белому написано: все, о чем ты думаешь, сбывается. К сожалению, миллионы живущих на земле не знают этого, и поэтому живут от зарплаты до зарплаты, ссорятся с соседями и мстят друг другу. Понимаете? Сережа Прокопович подарил мне литературу, где описаны четыре уровня достижения того, о чем человек мечтает: уверенность в себе, терпеливость, бескорыстность и всепрощение. Четвертый уровень самый сложный. Нужно выстоять и простить, и тогда перед тобой открываются все двери и зажигается на пути зеленый свет. Мне это помогло, а есть закон – если ты овладел знанием, делись им обязательно. Поэтому я стараюсь это в каждом интервью рассказывать: верю в то, что кто-то услышит, прочитает.

KYKY: Кого вам прощать довелось? Вот этот последний уровень – о чем речь?

А. С.: А я думал, вы знаете.

KYKY: Ну, есть догадки, но читатель-то не знает!

А. С.: Вы знаете, я много лет живу по принципу: о прошлом – ни слова. Это и моя команда знает, и в доме. Самые плохие поступки людей прощаются, потому что человек, допустивший ощибку, сам себя плохо чувствует. Его разрывает изнутри, он себя корит и ест. Хорошо, если он понимает: однажды каждый может ошибиться, и важно самому это осознать, чтобы начать все заново.

KYKY: Интересуют ли вас в музыке более молодежные жанры или вы планируете придерживаться эстрадной линии?

А. С.: Я воспитан на «Песнярах», Юрие Антонове, «Веселых ребятах». Конечно, я люблю красивую мелодию и песню с поэзией и словами, которые трогают душу. Это главенствующее, то, что нам, славянам, было предначертано всегда. А эксперименты происходят сами по себе, и если мне интересно, я смело на это иду.

KYKY: На белорусском языке можете спеть?

А. С.: Я пел на белорусском языке в начале творческого пути. У меня есть песни «Замарожаная фея», «Я не вярнуся», «Каралева зiмы». Давно никто не предлагал, а я бы рассмотрел варианты. Не скрываю, что мне ближе русский язык, потому что я родился в Подмосковье, где жили мама и папа, коренные белорусы, потому что отец там служил. Естественно, по паспорту я белорус, но мне ближе и яснее русский язык. Хотя белорусский очень красив. И у меня есть одна песня, медленная композиция: «Прайду праз ціхі снегапад і больш не павярнуся, ты не чакай мяне назад, я не вярнуся» (поет). Залы взрывались, конечно.

KYKY: Над чем вы смеялись последний раз?

А. С.: Вообще, смеюсь каждый день. Недавно позвонил мужчина, у которого свое агентство, предложил снять передачу, отобрать для нее фотографии, на которые будут делать анимацию. Я сегодня перелистывал все наши альбомы – столько теплых приятных минут, душа радуется: и свадьба с Наташей, и каждый отдых, и рождение Вари. Я пару фотографий взял оттуда – те, где у меня еще были длинные волосы, бандана и борода, где мне 33 года.

Александр Солодуха и Олег Елисеенков в молодости, фото: kraj.byKYKY: Мне говорили молодые люди, что пойдут на Солодуху, потому что в мире столько зла, а Солодуха – это добро…

А. С.: Варечка, заходи. Доченька стучится ко мне в кабинет. Ну наверное, Варя, конечно же, это наше сокровище. Зашла в кабинет, а я интервью даю, доченька. Сейчас к врачу ее возили, прихворала немного, говорит: «Папа, в машине была песня про сухое вино». (смеется) Знаете, да? Исполнитель из России недавно приезжал. Ну как четырехлетний ребенок запомнил? Я заулыбался, потому что мне самому песня нравится. И сегодня вечером они знают, что я сяду за гранд пиано, сыграю и спою им что-нибудь.

KYKY: По себя шутки собираете? Смеетесь или обижает вас?

А. С.: Ну конечно. (смеется)

KYKY: А какую вспомните?

А. С.: Так не вспомню сразу, но знаю, что их много очень.

KYKY: Я читала один анекдот на «Нашей Ниве». «Солодуха начал работу над новым альбомом, потому что старый он уже разрисовал».

А. С.: Старый он уже разрисовал? Аха-ха! Хорошо. Не, не слышал такой анекдот, но очень добрый, да? («Папа, ну ты обещал же спеть!» – слышен голос дочери Вари). Я спою, все случится, доченька, все хорошо. Я не могу сейчас прерваться, я договорю и приду, ладненько? Сказал ей, чтобы она 2-3 минутки подождала.

KYKY: Я вот что еще хотела спросить. Когда едешь в метро, видишь ваш клип с семейными фотографиями, который показывают на пересечении станций Купаловская и Октябрьская.

А. С.: Отлично. А песню слышно?

KYKY: Нет, не слышно! Видно, как Солодуха на море отдыхает, с женой. Вы с метрополитеном договорились?

А. С.: Ну, я контракт заключил, конечно. Оплатил денежки. Это еще в том году, когда я к Минск-Арене готовился. По-моему, его даже в 2013 должны были крутить, потому что мы к 2014-му готовились. Что, до сих пор крутят? Супер! И люди останавливаются, да?

KYKY: Ну, смотрят. Только со звуком там проблемы, не сильно слышно.

А. С.: А, тихонько, да?

KYKY: Собственно, я уже не буду вас отрывать, потому что ребенок ждет.

А. С.: Нет-нет, все хорошо, пока Варенька не зашла, можно спрашивать.

KYKY: Чем отличается атмосфера корпоратива от концерта?

А. С.: Если люди купили билеты, они пришли слушать песни. А корпоратив – другая история. Конечно, сейчас у меня много заказов выступить и на юбилеях, и на свадьбах. Я просто с удовольствием работаю, но самое главное – конечно, не сборные концерты, и не корпоративы, а именно сольники – то, чем я живу. Мы с Наташей зарегистрировали свой в мае 2006 ИП, и с 20 октября 2006 года отправились в мой третий большой тур. И не останавливались. За спиной на сегодняшний день 574 концерта по Беларуси, причем, я корпоративы за концерты не считаю, только кассовые концерты, где плакаты вывешиваются по городу. Почему я этот счет веду? Мой первый тур по Беларуси был в 1997 году. Он назывался, как и моя первая пластинка «Здравствуй, чужая милая». У меня было 100 аншлагов, и потом я стал думать, что дальше делать, и уехал в Москву покорять Россию. Судьба вернула назад. Второй тур по третьему одноименному диску назывался «Калина», он был в 2001-2002 году – 120 аншлагов по стране. После этого я уехал в Украину и пытался пробиться там, но случилась оранжевая революция, и я с 2007-го вернулся обратно. И вот уже поменялось шесть пластинок и шесть программ, а тур нескончаемо идет. Я сегодня расписал до 25 ноября все гастроли, и хочу к концу лета добиться цифры 600. Чтобы потом уже отдыхать: поехать во Францию, Португалию, быть недельку там, и там… Варечка, заходи. Уже стучится. Минутку подожди и пойдем.

Александр Солодуха выступает на

KYKY: Коль Варвара с нами: расскажите, в какой она садик пойдет и школу? Рассматриваете возможность учебы за границей?

А. С.: В садик она ходит уже два года, Наташа ее возит каждый день по 15 минут за рулем. Пока школу не присматривали, но думаю, здесь будем искать, дома, на родине.

KYKY: А какую музыку дома слушаете?

А. С.: Ничего не слушаю, весь в работе. Сам все делаю: стадионы, ледовые дворцы. Я полностью бомблю: всех директоров предприятий города и района обзваниваю, сам себе обеспечиваю аншлаги – вы наверное, знаете мою схему. Телевизор смотрю, фильмы смотрю, радио включаю, так, немного послушать. (Варя не выдерживает, требует внимания – прим. ред.).

KYKY: Спасибо, Александр. Думаю, интервью получилось.

А. С.: Когда будет готово, наберите пожалуйста, чтобы все запятые были на месте. Все, жду звонок, всего доброго.

Александр Солодуха выступит 7 мая в ресторане-пивоварне «Друзья» с программой «Верное сердце». Начало концерта в 21:00. Билеты – здесь.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Если бы не борьба, я бы прожила лет 150, а так вряд ли дотяну до 100». Какой нужно запомнить Майю Плисецкую

Герои • Алиса Петрова

2 мая 2015 года композитор Родион Щедрин позвонил генеральному директору Большого театра с трагичной новостью – от сердечного приступа скончалась величайшая балерина Майя Плисецкая. Её имя знают даже те, кто никогда не увлекался балетным искусством.