«Если б не тот год, я бы не стал предпринимателем». Известные бизнесмены вспоминают моменты, когда сами были тунеядцами

Деньги • Алиса Петрова
Налог на «тунеядство» заставил тысячи беларусов выползти из «хаты с краю» на площадь – наши люди борются против неуважения властей к себе и к ситуациям, в которых каждый может оказаться временно безработным. KYKY спросили у ныне успешных бизнесменов, приходилось ли им когда-нибудь сидеть без официальной работы полгода и дольше, и что им дал этот опыт.

Кирилл Волошин, соучредитель Tut.by: «Лет 17 назад был период, когда я полгода сидел с ребенком, уйдя со странной низкооплачиваемой работы»

Кирилл Волошин, фото: Анастасия Рогатко

«На самом деле, работа была странной, но интересной и любимой – я руководил первым порталом о беларуском «шоу-бизнесе». Это была сильно преждевременная попытка создать коммерчески успешный развлекательный сайт вроде Relax или Afisha.tut.by. Когда я ушел, у меня внезапно появился стабильный и весьма сытный заработок – «фриланс» журналистом в беларуских «Компьютерных вестях» и нескольких московских изданиях, куда я писал ежедневные и месячные обзоры программного обеспечения. Получал очень хорошие деньги по тем временам. Работа, правда, занимала целый день, и до прихода жены или тещи приходилось попеременно писать и заниматься дочкой. Упрощал жизнь характер ребенка: даже в холодное время можно было положить ее в коляске на балкон, где она по несколько часов спала, или отдать квартиру на «разграбление», а в это время строчить. На работу я вышел, когда предложили должность главного редактора на еще далеком от запуска Tut.by. Как раз в это же время ребенок попробовал ходить в сад, стал болеть, и мы решили, что будет лучше, если жена возьмет декрет на этот период. Сидеть дома вдвоем было бы странно.

В целом, у меня остались приятные впечатления от того периода: я и хорошо зарабатывал, и был с малышкой – не скажу даже, что сильно рвался из дома. Что бы делал сейчас в такой ситуации, когда меня посчитали бы тунеядцем? Устраиваться на работу, чтобы только не платить налог, но создать себе и семье неудобства – точно не мой вариант. Скрипя зубами и «пером», платил бы».

Роман Костицын, партнер компании ARS Communications: «Около полугода я находился в состоянии то ли фрилансера, то ли безработного»

Роман Костицын, фото: АККК

«В конце 1990-х годов у меня был период, когда я не был привязан к рабочему месту. Мне тогда было 23 или 24, я был аспирантом, только-только женился. До этого работал в издании: занимал среднюю должность между пишущим редактором, ответственным секретарем, рекламщиком и выпускающим редактором – проводил в редакции дни и ночи. Быстро росли заработки, хотя работодатель установил жесткую систему оплаты – минимальный оклад плюс проценты. Потом он стал снижать проценты – я опять зарабатывал. Его это бесило. Поскольку я много работал и получал, то стал предъявлять соответствующие требования. По итогу мы приняли обоюдное решение расстаться. И я «подвис» в воздухе.

Около полугода находился в состоянии то ли фрилансера, то ли безработного. Скорее фрилансера: писал статьи для изданий и рекламные тексты для бизнеса. До этого я мечтал больше проводить времени дома и думал, что было бы хорошо работать не в офисе, но за полгода вынужденного «фрилансерства» отучился от этой мысли. Понял: мне это не подходит. Я столкнулся со страшной вещью: свободное время, которое занимаешь первой попавшейся ерундой. Я чувствовал, что это опасно для меня. Я был молод, полон энергии, мог своими руками от начала до конца сделать журнал на 96 страниц. Но это не было нужно – нужна была лишь часть моей компетенции. Я как будто остановился в развитии. Хорошо помню пугающее и обескураживающее ощущение нереализованности. При этом ни слова упрека от жены я не услышал в то время, и материальное положение семьи не сильно пошатнулось. Потом меня пригласили в «Белорусскую деловую газету». С тех пор все встало на свои места.

Есть люди, нацеленные только на результат – чего-то достиг и легко приступил к следующему. А есть люди процесса, которым важно получать отдачу от людей, с которыми они работают. Мне нравится работать с кем-то, а не одному. Работа – это треть жизни. И коммуникация в работе так же необходима, как воздух или питание. Поэтому сейчас я не представляю себя в позиции «тунеядца». Я предпочитаю заниматься несколькими разными делами одновременно, и если что, выберу одно из них. Например, пойду преподавать литературу в школе – у меня был прекрасный опыт. Процесс должен быть непрерывным. Иначе… Человек процесса, выходя в 60 лет на пенсию, «умирает». Жизненно важно, чтобы после одного процесса мог начаться другой…»

Алексей Купреев, основатель Ufox Media: «Прими я тогда решение остаться работать, сегодня был бы неплохим топ-менеджером, но не собственником бизнеса»

Алексей Купреев, фото из FB

«Мне только исполнилось 22 года. Я отказался от новой работы – предложили должность руководителя проектов в компании «ОМА» – потому что захотел попробовать что-то свое. Признаюсь: чувствовал себя дебилом из-за этого. Ведь я ушел в никуда, без малейшего понимания, чем буду заниматься. Открыл официальное юрлицо только через год. Конечно, нужны были деньги, чтобы жить – пришлось крутиться. Что я только ни делал: торговал, пытался создать интернет-магазин, занимался продвижением в интернете. Зарабатывал гораздо меньше, чем если бы остался на работе. Зато этот опыт позволил мне сформировать навыки предпринимателя. Почему? У тебя нет работы, которая стабильно приносит $300-500, некуда просыпаться с утра и что-то делать. Первое время ленишься, но потом понимаешь: надо кормить себя и свою семью – и начинаешь искать варианты. Поскольку твое время свободно, стараешься потратить его с максимальной пользой. Я не был привязан ко времени работодателя, и мог заниматься тем, что хочу – например, читать литературу.

Окажись в такой ситуации сегодня, я точно не выдумывал бы фиктивную работу – это глупо и только тратит время. Я бы сказал себе: «Окей, значит, мне надо заработать на пару сотен рублей больше».

Когда начало вырисовываться направление, которым интересно заниматься, открыл с партнером Ufox, затем – образовательный центр Rocket, академию бега и интернет-магазин. Если бы не этот год, я не был бы тем, кем являюсь сейчас. Прими я тогда решение остаться работать, то, скорее всего, сегодня был бы неплохим топ-менеджером, но не был бы собственником бизнеса. Что я понял за то время? Во-первых, что могу быть полезным не только как штатная единица, но и сам способен организовать работу других людей и управлять командой. Во-вторых, раньше я думал: «Чтобы сделать хорошо, надо сделать самому» – это не работает. Например, я мог сделать в день 50 продаж, а для 200 надо привлечь еще трех человек (или четырех, чтобы полностью снять эту задачу с себя). В-третьих: чтобы в мире оставить след, нужно быть предпринимателем, посвятить много времени, чтобы создать продукт и сформировать команду. Роль предпринимателя несет в себе большУю ответственность, ты всегда рискуешь своими деньгами, командой, временем. В этом есть свой кайф. И этот путь сейчас мне по душе».

Андрей Гусаров, учредитель «Гусаров групп»: «Хоть я читал литературу по бизнесу, понимал, что стал тупеть и деградировать от ничегонеделанья»

Андрей Гусаров, фото из FB

«Мой период тунеядства пришелся на первую половину 2000-х. Мне было 20 лет. Я уволился из банка, где проработал почти год экономистом в кредитном отделе. Знаете, есть в магазинах точки, где человек один сидит за столом и оформляет кредиты? Это был я. Учитывая мой возраст, мной постоянно пытались закрыть любую жопу – однажды работал две недели без выходных по 12 часов, подменяя кого-то. Однажды отправили на точку кредитования в «Кирмаш»: я сидел около лестницы, в непроходном помещении. Один раз не убрал ноутбук – его украли. Банк попытался повесить на меня его оплату, хотя он был застрахован. Это был конец терпению – я написал заявление на увольнение.

Восемь месяцев ничего не делал: думал, чем хочу заниматься, чтобы у работы была перспектива. Торгашом или фарцовщиком не хотел быть принципиально. Еще до увольнения параллельно работал в компьютерном клубе – за выходные зарабатывал больше, чем за месяц в банке. Той зарплаты вообще еле-еле хватало. Тем не менее, я накопил деньги и за них жил те восемь месяцев. Хоть я читал литературу по бизнесу, понимал, что стал тупеть и деградировать от ничегонеделанья. Человек дома не может организовать свой рабочий день сам. Да, можешь заниматься, чем хочешь, но системно это делать не можешь. На работе хоть стимул появляется. В итоге, когда закончились деньги, устроился директором компьютерного клуба.

За эти восемь месяцев ты можешь деградировать и не хотеть абсолютно ничего. Тебе покажется, что тебе все должны, руководитель плохой, зарплата маленькая и что тебя не ценят.

Эти восемь месяцев дали понять, насколько я системный человек. Еще я понял, что сфера применения навыков после работы в банке нулевая – кроме банка ты никуда и не можешь пойти. Все, что умеешь – общаться с людьми. Сомнительное преимущество, если не собираешься торговать телефонами. Что я бы делал сейчас, если бы оказался в такой ситуации? Стал бы искать работу исходя из своего опыта».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Полиграф при приеме на работу. Как работает и зачем нужен

Деньги • Марина Саврук

Я решила сменить работу не в самое спокойное в Беларуси время. Процент безработицы растет, на вакансию дворника конкурс чуть ли не 80 человек на место, уволившись «вникуда», трудоустроиться почти нереально. Начитавшись подобных новостей, удивилась, когда после трех недель вяло текущих поисков меня пригласили на собеседование в металлургическую компанию, вполне себе стабильно стоящую на ногах. Правда, о том, как будут проверять финального кандидата, я пока не догадывалась.