«Начнем с того, что я не хипстер…» Кто открыл первую в Минске сникер-химчистку

Деньги • Аня Перова
Пару дней назад в Минске открылась химчистка для кроссовок. В ее меню самая дорогая услуга – комплекс «Fresh+», предполагающий сильное загрязнение обуви – 250 тысяч BYR. Чтобы просто освежить кеды, можно уложиться и в 80 тысяч (комплект «Look»). Автор идеи – Сергей LOOK Слюсаренко, совладелец студии танца и фитнеса Zames Studio. KYKY спросил у Сергея, как ему пришла идея заняться настолько необычным бизнесом, и какой толк от него другим людям.

Сергей LOOK Слюсаренко уже десять лет жизни посвящает танцам: он профессиональный хореограф, работающий с артистами из Беларуси, России, Азербайджана, Казахстана, Украины и Европы, к тому же совладелец студии танца и фитнеса Zames Studio. Парадоксально, что при известности в определенных кругах, о танцоре стали писать как о владельце одной из самых больших коллекций кроссовок в Беларуси. Сергей понял: эта обувь в его жизни занимает не менее важное, чем танцы, место. Вот он и открыл первую сникер-химчистку в Беларуси FRESH LOOK. Сникер-химчистка, кстати, это химчистка для кроссовок. Ну, если по-простому.

KYKY: Сергей, откуда вообще идея такая взялась – кроссовки чистить?

С. С.: Во-первых, я собираю кроссовки. Сначала занимался этим сам: чистил себе, друзьям. Потом был в маленьком городе в Бельгии, где зашел в магазинчик одежды. Там предлагали почистить кроссовки. И я подумал, что было бы неплохо открыть здесь такое же. Но между тем, что было там, и что теперь здесь, есть отличия. Они просто чистили обувь и не занимались углубленной химчисткой. А я ездил в Россию, где был на различных мастер-классах по методам чистки. Это же не так просто, как некоторые пишут, мол, сам постираю.

Я могу сказать на это: «Ну, возьмите, постирайте сами». На собственном опыте несколько раз убеждался, что если не умеешь чего-то делать, то лучше не браться.

Все удивляются, почему моя обувь постоянно чистая. У меня есть кроссовки, которым уже по пять лет, а выглядят они так же, как в день покупки. Это смущает, все спрашивают: «Как так?!»

Как думаете, насколько новая эта пара? А кроссовкам уже 3,5 года.

KYKY: Моим кроссовкам всего полгода, а они и то уже не очень!

С. С.: Ну, все еще зависит от того, как вы их носите. Много нюансов на самом деле.

KYKY: Если учесть, что вас друзья просили поухаживать за кроссовками еще до основательного изучения темы, то, может, у вас вообще какой-то талант особый?

С. С.: Хахаха! Талант чистить кроссовки?! Да-а, звучит немного странно, но… Даже не знаю, с чем это сравнить. Кто-то хорошо красит волосы, кто-то хорошо готовит, может, я действительно хорошо чищу? Почти все мои кроссовки из коллекции – редкие в своем роде: то модель лимитированная, то цветовая гамма необычная. Поэтому я очень трепетно к ним отношусь, тем более, они чаще всего куплены за границей. Я хочу их сохранить и горжусь ими. На самом деле найти хорошую модель кроссовок сложно и денег стоит.

KYKY: Ладно, а что за мастер-классы в России по чистке обуви?

С. С.: По факту их проводят такие же парни, как и я. Есть же пара хороших российских сникер-химчисток, они их и организовывают. Я с ними хорошо общаюсь. Часто езжу за границу и там контактирую с теми, кто занимается тем же, чем и я.

KYKY: Вы предлагаете клиентам несколько «пакетов» услуг, куда входят разные манипуляции с кроссовками – от простых, вроде подошву почистить, до сложных. А как ценообразование при этом формировалось?

С. С.: Тут все очень просто: есть затраченное на чистку средство, есть расход воды в стиральной машине. Потом, понятно, сила человека. Практически в 100% случаев все начинается с ручной работы: очистка подошвы от камней, загрязнений, очистка шнурков, очистка поверхности от каких-то глубоких загрязнений. Если вы этого не делаете и бездумно закидываете в стиралку кроссовки без специальных принадлежностей, то вы достанете отдельно подошву, отдельно язычок, отдельно еще что-то. Плюс вы еще рискуете поломать саму машину.

KYKY: А что за специальная стиралка у вас будет для обуви?

С. С.: Ну, как «специальная стиралка». Это оборудование для промышленной химчистки. Есть машины с разной загрузкой: по 25 или 40 килограмм. А у меня – небольшая машина, до 8 килограмм стирает. В любом случае за раз стирается только одна пара кроссовок. Закидывать две и более чревато поломкой машины или порчей кроссовок.

KYKY: Тогда смысл того, что в нее 8 килограмм влезет?

С. С.: Понимаете, это не вещи стираются, а обувь! Все-таки кроссовки жесткие: у них подошва, пусть она и пенная или полиуретановая. Жесткая подошва бьется о барабан, поэтому он может деформироваться, разбиться стекло иллюминатора машины – перечень большой.

KYKY: В общем, вы занимаетесь только чисткой? Никаких подклеек подошвы?

С. С.: Реставрации тоже надо обучаться отдельно. Невозможно сразу все охватить. Хотя к осени мы планируем и такую услугу ввести. Тут надо смотреть: приживется дело или нет? Надо это кому-то или не надо? Кто-то все равно скажет «ну в баню, сам пойду почищу», у кого-то, извините, кроссовки стоят дешевле, чем та чистка. Свои кроссовки я реставрирую: где-то подкрасить, подклеить. Более глобальные работы вроде профилактики на пятке я пока не делаю. Надо специальное оборудование. Конечно, мы собираемся раскручиваться. Просто дело в другом. Если говорить про реставрацию, то это специфическая индивидуальная услуга. Тут даже прайс не составишь, с каждым клиентом все надо обговаривать отдельно.

Пока могу сказать, что есть услуга отбеливания пожелтевшей со временем подошвы – тут хотя бы можно ограничить рамки и сделать четкий прайс-лист. А реставрация куда сложнее.

KYKY: То есть вы просто взяли и открыли дело из любви к кроссовкам, даже не изучив рынок?

С. С.: Что тут изучать? У нас что, еще где-то есть химчистки кроссовок? Нет. Химчистка обуви? Я такого не видел. Чистка пальто, если надо отнести – стоит миллион, а вот чтобы почистить грамотно профессионально обувь – нет. Мы изучали рынок, конечно. Поняли, что здесь нет подобных услуг и поэтому решили рискнуть и открыть. А если с той же Россией сравнить, там в Москве-Питере тоже по 2-3 химчистки на весь город. По факту их пока везде немного. Кто-то, может, считает, что чистка обуви – это как-то… Так себе. Раньше, в старые времена, кто чистил обувь?

KYKY: Ну, понятно, кто.

Сергей Слюсаренко

С. С.: Да, люди не особо высоких рангов. Тем не менее, мы уже запустили немного рекламы – в Instagram, и первый отклик есть. Сникер-химчистка не просто так открылась: у нас есть определенная целевая аудитория – танцоры, люди, связанные с шоу-бизнесом. Они уже хотят принести к нам обувь, есть пара заказов из других городов, нам перешлют обувь почтой. Мы сделаем и отправим им обратно. Мы не хотим, чтобы сразу открылось много точек, а потом все они закрылись. Все происходит поэтапно. И со студией танца взаимосвязано: у меня много танцевальных кроссовок в том числе. Так что мы надеемся, что будут обращаться и те, для кого это не только повседневная обувь, но и рабочий предмет.

KYKY: Но ведь не у всех кроссовки – это рабочий предмет или куплены за большие деньги.

С. С.: Смысл в том, что даже фейковые кроссовки купить дороже, чем почистить. Сейчас кризис, и он многих затронул. Мы это видим. Поэтому и новую услугу вводим осторожно: у людей мало денег. Ходить в грязной обуви – ну… Может, кому-то и нравится ходить в грязном, но приятно было бы видеть больше людей в чистой обуви. Мы, кстати, не только с кроссовками работаем, но еще и с кедами, «тимберлэндами». В общем, эта услуга больше для уличной культуры.

KYKY: Еще, кстати, некоторые люди говорят, что отдавали бы кроссовки в чистку не потому что они дорогие, а чтобы свое время сэкономить.

С. С.: Вот-вот, и это тоже. Мои знакомые ко мне тоже с этим обращаются и говорят: «Ну, просто нет времени. Я даже не знаю, с какой стороны подойти к ним!»

KYKY: Вы один занимаетесь чисткой?

С. С.: Чищу в основном сам, но есть и ещё пара человек, которые прошли у меня обучение и помогают.

KYKY: А что еще вы предложите клиентам?

С. С.: В будущем, возможно, будем продавать всякие наборы для ухода за обувью. Влажные салфетки для кроссовок. Они сделаны не просто, как обычные салфетки, они обычно двусторонние – для первичной обработки и для вторичной. Плюс в основе почти всех таких салфеток практически полностью разлагаемые компоненты, никакой химии.

KYKY: Кто бы мог подумать, что в природе вообще есть такое – салфетки для кроссовок…

С. С.: В природе много чего есть, о чем вы не знали! Кроссовки сейчас в тренде, их носят со всем – с платьями даже. Если барышни ухаживают за своими туфельками и нарядами, то почему и за кроссовками и не ухаживать? Это разумно в принципе.

KYKY: Ой, а вдруг люди прочитают про вас и подумают: «Боже, опять какие-то хипстеры, вон что придумали – специальная чистка для кроссовок!»

С. С.: Ну, начнем с того, что я не хипстер…

KYKY: Это вы так думаете, может, сейчас кто-то смотрит на вас: «Точно хипстер». Вон у вас борода, кроссовки – все по канону.

С. С.: Стереотип какой-то. А на самом деле, после первых наших постов в Instagram люди в основном на два лагеря поделились. Кто-то говорит, что это не нужно и отстой, «постираю в стиралке», но есть и те, кто в восторге. Постоянно приходится сталкиваться с негативом, это нормально. Мы к этому готовы.

Напоследок Сергей сказал, что в группе «ВКонтакте» сейчас проводится розыгрыш трех бесплатных чисток. Говорит, специально для скептиков: мол, один раз попробуйте – увидите разницу. Мы пока не пробовали, но, возможно, человек, разбирающийся в специальных салфетках для кроссовок, что-то знает.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Государство решило учить гейм-дизайнеров. Что об этом думают профессионалы?

Деньги • Аня Перова

В прошлом году в БГУИРе открыли новую специальность «Инженер – системный программист – гейм-дизайнер», где учиться можно было только на платной основе. В этом году абитуриентам еще больше повезло: появились и бюджетные места. KYKY решил проверить, насколько эта специальность ответит запросам рынка, и спросил об этом у профессионалов.