«Мы рассказывали про путешествия, а они смеялись и шутили, что нас в Монголии продадут за верблюдов»

Места • Аня Перова
Дешевые путешествия, автостоп и экономия ради того, чтобы посмотреть мир, сейчас на пике популярности. Чаще направления выбираются стандартные: мало кто рванет в Чили за экзотикой, сначала ведь надо посмотреть Италию или Францию. KYKY познакомился с белорусками, повидавшими Монголию.

Что обычный белорус знает о Монголии? Максимум выжимку из Википедии: «Монголия — государство в Центральной Азии. Граничит с Россией на севере и с Китаем на востоке, юге и западе. Выхода к морю не имеет. Столица – Улан-Батор». В принципе даже эти знания избыточны. Главное – Таиланд или Египет, где можно погреть бока после всяких «Хавьеров» и «Даниэлл». Но Монголия – что-то совершенно сумасшедшее. Кто туда поедет вообще и зачем? Отчаянные девушки Таня Новикова и Маша Чеховская рассказывают об этом сами.

Таня: Началось все как обычно. В какой-то момент я просто поняла, что пора. Посовещавшись с Машей, мы решили, что основной целью поездки будет Байкал. Потом при желании заскочили бы на Алтай. Как спонтанным было решение, так и спонтанно проходила подготовка к поездке.

Маша: Все закрутилось, пожалуй, с интереса к путешествиям автостопом вообще. Я следила за историями других путешественников, Бродяги Дхармы, моя подруга Таня уже немало объездила. Я же все никак не решалась, а потом серьезно заболела. Из-за этого в принципе не могла даже проехать 30 километров на дизеле. Когда выздоровела, написала Тане, а она предложила вместе на Байкал. Позже в процессе оказалось, что в Монголии в этом году для граждан Беларуси безвизовый режим.

KYKY: То есть по факту вы туда даже особо не собирались?

Таня: Я не любитель составлять четкие маршруты. Доверяю в выборе маршрута местным жителям. На сборы у нас было всего пару дней. Уже в Татарстане мы изменили свой маршрут, решив, что сначала поедем на Алтай, потому что на Байкале в то время горели леса. В общем, дорога туда составила неделю. На обратном пути нам так хотелось домой, что мы добрались в рекордные пять дней. Как мы решили поехать в Монголию? В пути мы познакомились с двумя немцами за стаканчиком чая. Слово за слово – и мы уже едем с ними. И вот пока мы ехали, кому-то из нас пришла в голову эта безумная мысль. Звучало это примерно так: «А поехали в Монголию? – «А поехали!»

KYKY: Что главное брать с собой в самостоятельное путешествие?

Таня: Не раз убеждалась, что для того, чтобы путешествовать, не обязательно иметь кучу хорошего снаряжения. В тот раз моя «снаряга» осталась в родном городе в Могилевской области. Вместо фонарика взяли обычную лампу на батарейках (типа настольной), которая к удивлению, была иногда полезней, нежели фонарь. Ее можно зацепить за что угодно, потому что стержень гнется. У нас даже карты не было, время не позволяло достать. Но в дороге дальнобойщики подарили нам сухого спирта, непромокаемых спичек и кучу полезных мелочей.

KYKY: Монголия – закрытая страна? Сложно ли туда попасть, и какие «челленджи» пришлось преодолеть?

Маша: Попасть в Монголию на самом деле проще простого, хотя нас пограничники пытались как-то смешно остановить.

Говорили, что нас там заберут в гарем и никакой «батька» на вертолете нас не спасет.

Таня: Самое смешное, что прямо к нашему приезду граница закрылась до утра. Делать нечего, пришлось ждать. Пока мы валялись на рюкзаках и смеялись над абсурдностью ситуации, к нам начали подходить какие-то строители. И уже через 10 минут мы большой компанией сидели на песке. Мы рассказывали про наши путешествия, а они смеялись и шутили, что нас в Монголии продадут за верблюдов. В итоге они предложили разбить палатку на стройке, а один из них предложил приют в его доме. Пару дней спустя мы покинули нашу временную семью и отправились к границе. Через пару часов мы все так же стояли у границы. Никто не горел желанием нас подбирать. Тогда на помощь подоспел дядя Лёша – тот самый строитель, у которого мы жили это время.

Таня с дядей Лёшей

Он остановил своего знакомого монгола и договорился с ним, чтобы нас отвезли до Монголии бесплатно. К слову, почти никто там не знает ни русского, ни английского.

Маша: Да, русский язык там мало кто понимает.

Таня: И уже по приезде на место этот «Тугарин змей» начал что-то лепетать на своем языке с добавлением ломаных «русских» слов: «Тыща двести с два». Мы попытались ему объяснить, что у нас нет денег. И наш ответ его явно не устроил. Он начал требовать документы, я, конечно, отказалась их давать: водитель хотел не просто посмотреть, а забрать, как в залог берут или у работников. После этого он попытался отобрать наши рюкзаки и бросить их в багажник. Мы быстро закинули их на плечи и ждали развития событий. Монголов при этом становилось все больше.

Теперь представьте: на одной стороне стоим мы с Машей, а напротив нас штук пять монголов, которые переговариваются на своем и что-то пытаются до нас донести. Один из них немного понимал русский и объяснил, что водитель собирается вызвать полицию.

Последние деньги отдавать не очень хотелось, поэтому мы противиться не стали. Закончилось все хорошо: «Тугарин» проклиная нас уехал. Но радоваться мы не спешили. Это было очень странное место.

KYKY: Да уж, много cool story, наверное, случалось в пути?

Таня: По дороге случалось всякое: на нас чуть не наехала фура на Урале, на нас нападала стая диких собак, а один раз, на моих глазах разбились две машины. Это было ночью, я была одна в тот момент, и людей вокруг не было. Пару минут спустя подъехали ребята и вызвали скорую. Там грустная история: трое пьяных алтайцев врезались в машину, которая стояла на обочине. В ней была беременная девушка, она скончалась на месте. Из интересного: мы даже контрабандой мелкой занимались, чтобы пересечь границу. Монголы согласились нас взять бесплатно, если мы согласимся перевезти половину их товара из Китая.

KYKY: Что интересного в самой стране?

Маша: К сожалению, за неделю там мы не встретили никого, кто оставил бы приятное впечатление, кроме детей. Все смотрели так, как будто мы белые медведи в Беловежской пуще. Женщины там молчаливые и, похоже, прячутся. С ними так и не удалось пообщаться. Была только одна бабушка, которая все время напевала песни. Мужчины рано или поздно все «сливались» к теме секса. Иногда это было смешно и вроде безобидно, но все равно, конечно, не очень приятно. Один мужчина несколько дней нам помогал, угощал, показывал интересные места, сказал, что довезет до столицы, а потом сказал, мол, ну вы же не против если нас там встретят мои друзья и мы с вами «отдохнем».

Таня: Погода тут очень жаркая, а климат сухой. Найти тут душ – все, считай, ты счастливчик. Поэтому дети бегают все в ожогах.

Маша: Черт, негатив какой-то. Но вообще-то мы довольны, что побывали там: очень атмосферно, интересный опыт.

KYKY: По вашим рассказам, там совершенно все несовременно. А мы-то думали разбить стереотипы, увидеть монгольские мегаполисы и все такое…

Маша: Ну, люди в юртах живут многие, прямо у берегов рек. Вокруг – лошади и дети в реке моются. Антураж! Так что вряд ли.

KYKY: Ладно, тогда просто поделитесь самым жутким впечатлением.

Таня: Самое стремное, что может случиться: монгольский автостоп. Дорог тут нет вообще, над головами летают коршуны, а тачка, которая останавливается, вызывает больше страха, чем радости. Девять из десяти машин едут дальше, потому что бесплатно тут не подвозят. И каждому водителю ты объясняешь на пальцах куда и почему «за так». Я бы посоветовала тем, кто все-таки решил посетить Монголию автостопом, заехать со стороны Байкала, в Улан-Батор, где есть хоть какая цивилизация. Вот был случай: ехали в Ховд (город в западной части Монголии – прим. KYKY), словили маршрутку, водитель которой спустя 10 минут разъяснений согласился бесплатно нас отвезти.

В итоге это была жесть: парень мирно спит на моем плече, мужчина использует мою ногу как подлокотник, большая женщина напротив положила свою большую ногу на нашу хлипкую палатку, а рядом с Машей рвет мелкого от качки…

(Таня задумывается и добавляет). Вообще, люди обычно так и делают – заезжают со стороны Байкала в Монголию, но мы поехали через самые дебри по деревням с другого конца.

Но там невероятно красиво! Природа не тронута машинами и технологиями. Верблюды ходят прямо по улице. Настоящая пустыня с перекати-поле, как на картинках. Много холмов, все – со своими изгибами. Много кто говорил, что в Монголии не на что смотреть, но они не правы. Настоящая экзотика, не потревоженная людьми. Закаты там взрывают небо. Люди пасут свой скот, живут тихонько в своей деревушке и трудятся, чтобы выжить. Там очень много буддийских храмов, и можно даже набрести на оазис. Я думаю, что еще вернусь туда.

KYKY: Как-то невесело вышло с автостопом. Может, закончим хорошим?

Таня: В самой Монголии была крутая история. Нас вписал в юртах «а-ля отель» один монгол бесплатно. Мест не было, и нас взяли к себе в юрту две женщины из Новосибирска. Они были волшебницами, серьезно! Одна из них практикует и преподает йогу, а другая – по руке гадает. И мы всю ночь с ними пили, они нас «чистили» и «читали», мы разговаривали под звездами… Просто волшебно было.

Им тогда еще скормили член коня – это какое-то крутое блюдо в Монголии. Вот рассказываю, а так все пусто звучит.

Жаль, потому что та ночь особенная была. Кстати, потом мы этих волшебниц случайно на Алтае встретили, и тоже день тусили. Что самое смешное, они в возрасте тетки, а свободные душой. Такие люди – пример для меня. Можно не бояться будущего, глядя на них.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Дом по цене автомобиля. Плюсы и минусы модульного строительства

Места • Алиса Петрова

Чтобы купить квартиру в Минске, белорусу со средней зарплатой нужно проработать три жизни. Повезло, если любимая бабушка оставила наследство или в своё время подсуетились родители. А если нет? Кажется, сегодня эту проблему решить проще – с помощью каркасного или модульного строительства.